Начало Подольско-Воскресенской линии — 4-й линии метро в г. Киеве

Олег Тоцкий
9 ноябрь 2021 г.

Схема 2004 года

В 1996 году Укрметротоннельпроект выдал проектную документацию на строительство первого пускового участка Подольско-Воскресенской линии метро: от ст. "Глубочицкая" (пересадочная на "Лукьяновскую") до ст. "Татарка".

Сейчас может показаться странным, что первый пусковой участок планировался в таком скромном виде из двух станций, да еще и в направлении довольно небольшого и компактного жилого массива Татарка. Достаточно сказать, что проектом предполагалось, что интервалы на этом участке будут составлять 12 минут в час пик. Но в те годы такая последовательность строительства была заложена в программу развития Киевского метро и таковой она стала не случайно.

На самом деле у такого решения была своя логика и, если очень грубо, - это был важный задел на последующие годы развития четвертой линии. Но об этом как-нибудь в другой раз, потому что сегодня я хочу вкратце рассказать вам про архитектуру. Благодаря найденной подробной пояснительной записке к проекту, стало возможным точно идентифицировать архитектурные эскизы 1996 года по вышеупомянутым станциям. Оказалось, что один из вариантов оформления "Глубочицкой" ранее я небезосновательно считал "Татаркой", а один из вариантов "Татарки" - "Лукьяновской".

По каждой из станций было разработано два варианта оформления. Отличить "Глубочицкую" от "Татарки" очень просто: первая построена на контрасте желтого и черного, а вторая имеет яркие оранжевые (красные) акценты. Обе станции пилонные, отличались шириной платформы и диаметром центрального зала: у "Глубочицкой" - 9,8 м, у "Татарки" - привычные 8,5 м.

Что было дальше хорошо известно: реальное строительство как четвертой линии, так и нового моста в 1990-х так и не началось.

Спустя 8 лет (в 2004 году), когда Подольский мостовой переход все таки начал строиться, проект новой линии метро (которая к тому моменту изменила название на Подольско-Вигуровскую) начали переделывать и утвердили в 2008 году. Вместе с переделкой проекта (из которого, кстати, исчезла "Татарка") изменились и архитектурные решения, а старые эскизы 1996 года отложили на дальнюю полку.


проект интерера станции Глубочицкая,
первый вариант.

проект интерера станции Глубочицкая,
второй вариант.


проект интерера станции Татарка,
первый вариант.

проект интерера станции Татарка,
второй вариант.
из коментариев:
Андрей Иванов
Нашёл еще варианты Глубочицкой